RUS  |  ENG

 

к оглавлению журнала

 

Название статьи

КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА ПО ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ

Автор

Гараева Юлия Владимировна, аспирант кафедры «Безопасность информационных систем» ЮУрГУ. E-mail: garaevajv@gmail.com.

Рубрика

Подготовка кадров для сферы защиты информации

Номер журнала

10

Страница

4-8

УДК

004.056 + 378.016 : 004.056

ББК

Х 401.114 + Ч 448.44

Аннотация

Статья посвящена актуальным сегодня вопросам подготовки специалистов в сфере информационной безопасности. В статье на основе анализа литературы о развитии информационной компетенции будущего инженера в вузе, а также выявленной специфики информационной составляющей профессиональной деятельности специалиста по защите информации, обоснован когнитивный компонент его информационной компетенции. Установлено, что данный компонент занимает ключевое место в общей структуре информационной компетенции. Сформулировано определение когнитивно-информационной компетенции специалиста по защите информации. Под ней автор понимает его способность как отправителя и получателя информации осуществлять когнитивные операции информационной деятельности (объективизацию знания, субъективизацию информации и проецирование субъективированной информации на конкретные ситуации) с информационными объектами защиты и субъектами информационных отношений с целью реализации его профессиональных информационных потребностей, направленных на защищенное развитие этих объектов и субъектов. В работе ставится проблема развития когнитивно-информационной компетенции специалиста по защите информации в вузе в условиях перехода на уровневую систему образования.

Ключевые слова

информационная компетенция, защита информации, когнитивный компонент, специалист.

Полный текст статьи доступен

Список литературы

  1. Астахова Л. В. Информационно-психологическая безопасность в регионе: культурологический аспект // Вестн. УрФО. Безопасность в информационной сфере. 2011. № 2. С. 40–47.

  2. Астахова Л. В. Понятие информационной компетенции: когнитивный подход // Вестн. ЮУрГУ. Сер. Образование. Педагогические науки. 2013. Т. 5. № 4. С. 10–16.

  3. Астахова Л. В. Развитие управленческой компетенции будущего специалиста по защите информации в вузе // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 6. С. 330.

  4. Валеев М. Ю. Проектирование системы непрерывной информационной подготовки инженеров для наукоемких производств на примере специальности «Автоматизированные системы обработки информации и управления»: дис… канд. пед. наук. Казань, 2002. 173 с.

  5. Глотова М. И. Самостоятельная работа будущих инженеров как фактор развития информационной компетентности : дис…канд. пед наук. Оренбург, 2007. 259 с.

  6. Информационная безопасность региона: традиции и инновации : монография / под науч. ред. Л. В. Астаховой. Челябинск, 2009. С. 199–205.

  7. Крайнова Е. А. Профессиональная подготовка будущих инженеров-механиков в области информационных технологий : дис… канд. пед. наук. Нижний Новгород, 2007. 206 с.

  8. Панюкова Е. В. Проектирование содержания и технологии формирования информационной компетентности студентов инженерного профиля на примере специальности 150201 «Машины и технология обработки металлов давлением» : дис… канд. пед. наук. Тольятти, 2006. 204 с.

  9. Савельева С. В. Формирование информационной компетентности будущих инженеров в вузе: дис… канд. пед. наук. Челябинск, 2010. 187 с.

  10. Тараканов А. В. Развитие содержания профессиональной подготовки инженера в области информационных технологий : дисс… канд. пед. наук. М., 2007. 144 с.

 

к оглавлению журнала